История Украины » Этническая история » Самобытность украинцев » Вопрос самобытности украинцев ч.3

Вопрос самобытности украинцев ч.3



Вопрос самобытности украинцев ч.3Традиции украинской историографии стало приписывание авторства "Закона Божьего" М. Костомарову. И это продолжается до последнего времени . Автор, однако, после внимательного изучения документов, опубликованных в тритомному издании 1990 p., склонен подвергнуть сомнению авторство М. Костомарова упомянутого программного документа и считать более вероятной большую причастность к составлению "Закона Божьего" Николая Гулака. В любом случае, нет оснований считать М. Костомарова автором важнейшего документа украинской политической мысли середины XIX в. и учитывая его национальную позицию усталость времени .

Однако выдающийся украинский и российский историк, возможно, даже более русский, чем украинский, в своем творчестве не только проявлял большой интерес к истории Украины как процесса самобытного, но и всегда убедительно доказывал самобытности украинского народа, его языка, культуры и, прибегая к современной терминологии, также менталитета. В этой связи до сих пор не потеряла общественно-практического и научного значения его статья "Две русские народности", опубликованная в журнале "Основа". Его 1861-1862 гг. в Петербурге выдавали как месячник украинские национал-радикалы Василий Белозерский, Александр Кистяковский, Пантелеймон Кулиш и Николай Костомаров.

В упомянутой статье Г. Костомаров пытался обосновать положение о этнокультурные различия пивничноросив и пивденноросив, отличительные черты характера тех народностей, в том числе с точки зрения их подверженности к самоорганизации и подчинение воли обладателя или к своевольной поведения, отличное видение в пивденноросив и пивничноросив природы общества: во первых - как общины равных ее членов, в других - как общины аристократов, которым служит мужицтво. Такие особенности национального характера обоих народностей проявляли себя уже во времена древнерусской государственности. Для пивденноруського общества были присущими "развитие личного произвола, свобода, неопределенность норм (...), не было ничего насильственного, нивелюючого; не было политики, не было холодного расчета, твердости на пути к определенной цели. Наоборот, великоросу присущи рабский готовность подчиниться прочной самодержавной власти, стремление дать прочность и формальность единства своей земли" .

В сфере религиозной жизни великоросс предпочитает внешней стороне, букве Закона Божьего; для малоросса важнее именно религиозное чувство, его меньше захватывает сама форма церковной службы. Великоросс равнодушен к природе, не имеет наклона до садов, разведение цветов; малоросс любит сады, различными растениями украшает свое подворье; эпическая поэзия в великорусский привязана к материального интереса; малороссийская поэзия проникнута мягкостью чувств, в том числе историческая. В быту малороссы благосклонны к простоте отношений между людьми. Все это, как писал Д. Дорошенко, "выступало основой того, что великороссы пытались соорудить на возрастных уровнях крепкое общее тело, проникнуте единым духом", они "имеют творческий дух (...), отличаются сознанием, единством, господством практического разума (...). Этого не обнаружил наш украинский народ. Его свободная стихия приводила или к расписания общественных связей, или к виру устремлений, которые словно колесо крутили народным историческим жизнью. Этаким показало нам наше прошлое две русские народности" .

Для своего времени главный содержание статьи Г. Костомарова меньше касался этнокультурных различий, а больше - государственнической психологии обоих "людностей". Выглядело так, что именно различия в государственном строительстве на Севере и на Юге окончательно разъединили русскую народность. Но самое важное значение имел тот факт, что Г. Костомаров 1862 г. в принципе выдвинул вопрос о двух "народности", которое разрушало официальный великодержавный стереотип о "единую и неделимую Россию".



Похожие материалы из категории "Самобытность украинцев":
История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.