История Украины » Этническая история » Самобытность украинцев » Вопрос самобытности украинцев ч.2

Вопрос самобытности украинцев ч.2



Вопрос самобытности украинцев ч.2Первым на украинском грунте, кто убедительно доказал абсурдность погодинськой схемы, был Михаил Максимович (1804-1873 pp.). В работах, что имели оригинальный жанр писем к М. Погодина, - "О мнимом запустение Украины и Батиэве нашествия и заселения ее новоприйшлим народом" (1857 p.), "О десяти городов и некоторые села древней Украины" (1854 г.), "К истории малороссийского языка" (1856 г.) и других - М. Максимович показал полную беспочвенность погодинського постулата о запустение Украины в XIII ст. Приводя многочисленные убедительные исторические свидетельства о непрерывности русского (украинского) народонаселения Южной Руси, М. Максимович обобщал: "Народ украинский, так же как волынский и галицкий, уменьшался сотнями и тысячами от боев с татарами, от их хищнического плена; однако народонаселения Украины, равно же Волыни и Галича, все же существовало по-древнему, как существует и до сих пор в древних городах и селах, приумножаясь и новопоселеними" . Уже позже научное обоснование Г. Максимовичем непрерывности украинской истории М. Грушевский назвал его величайшим подвигом, как и подвигом передреволюцийого украиноведения вообще .

Однако украинской исторической мысли приходилось отстаивать и обосновывать не только непрерывность и преемственность исторического жизни украинцев на своей родине, а также их этническую самобытность, то, что они - не некий локальный вид "единого русского народа", а их язык - не диалект русского. Скреслювали украинцев как отдельный народ не только российские официальные факторы, а также "передовые", по тогдашней российской мерке, мыслители. Например, В. Белинский категорически отрицал существование украинского народа и его языка, потому что это лишь "областное малороссийское наречие, как и белорусское, сибирское и другие подобные им областные наречие" .

Обобщение В. Белинского не имели под собой научной почвы. Уже его современники ученые-филоло- гы О. Бодянский, И. Срезневский, Г. Максимович, солидаризировавшись с другими славянскими учеными И. Дубровским, В. Копитаром, П. И. Шафариком, убедительно определяли украинский язык как отдельную и самобытную в кругу славянских языков.

Однако не научные взгляды эпохи определяли практику российской официальной политики в отношении украинского народа, а директивные, часто тайные положения государственных документов, например, циркуляр министра внутренних дел П. Валуева 1863 г. или Бмський указ 1876 г. Александра II. По последним указом, специальная императорская комиссия под председательством министра внутренних дел, в состав которой входили министр народного образования, обер-прокурор святейшего синода, начальник III отделения собственной Его Величества канцелярии, председатель Киевской археографической комиссии, отдельным актом устанавливали запрета на ввоз в Украину изданных за рубежом книг "на малорусском наречии", на печатание на том же "наречии" произведений или переводов, "изящной словесности", если в них не соблюдены "общерусской орфографии". Так же устанавливалась и запрет на театральные представления в "наречии", печатание в "наречии" текстов к нот, выход в свет даже русскоязычной газеты "Киевский телеграф" на том основании, что ее издатель Гогоцкая привлекала к сотрудничеству людей, которые принадлежат к найнеблагонадийнишого направления". Была запрещена деятельность украинских общин, что действовали уже от 1859 p., прекращалась деятельность юго-западного отдела Русского географического общества, который до этого успешно исследовал географии, этнографии, культуре Украины. Выдвигались требования не допускать преподавания в училищах никаких дисциплин на "малороссийском наречии", очистить все библиотеки от неблагонадежных книг, перевести преподавателей из малороссийских губерний в великорусские и наоборот, направлять выпускников университетов Малороссии в великорусские губернии .

Вот в таких условиях наступления официального российского самодержавия на украинскую научную мысль и язык, запрета украинцам быть самими собой лучшие представители украинской интеллигенции писали о том, что украинцы - давний и самобытный народ с естественным правом на собственное национальное сознание и культуру, свой язык, а, начиная от "Закона Божьего" Кирилл-Мефодийвського общества, также на собственную государственность. Именно в программном документе Кирилл- Мефодийвського общества "Законе Божьем" или "Книге бытия украинского народа" параграф 109 провозглашал: "И восстанет Украина, и будет непидлеглою Речью Посполитой в союзе слов'янським" .



Похожие материалы из категории "Самобытность украинцев":
История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.