История Украины » Этническая история » Самобытность украинцев » Летописание XII-XVII вв. о происхождении народа и государства "Русь"

Летописание XII-XVII вв. о происхождении народа и государства "Русь"



Летописание XII-XVII вв. о происхождении народа и государства "Русь"Как известно, еще автор нашего древнейшего летописи "Повести временных лет" объяснял цель труда тем, чтобы выяснить, "откуда пошла Русская земля и кто в ней начал сначала княжить, и как Русская земля стала" . По традиции тогдашнего историю- писание, летописец начинал рассказ с того, что после всемирного потопа земля, где "сидит русь, чудь и всякие народы", попала во владение Яфе- да, и как то поставь "народ славянский", который "по больших временах проживал на Дунае", и как оттуда разошлись славяне: одни в окрестности г. Моравы и через то прозвалися моравами, остальные осели на Висле и прозвалися ляхами, а те, которые пришли к Днепру, - полянами .

Русский летописец начала XII в.следовательно, впервые сформулировал версию о подунавську прабатькивщи у славян. Одновременно начал норманську теорию происхождения Русского государства, в том числе народоназви русь. Летописец раскрывал происхождения рассказом о том, как в 862 г. местные племена чудь, словене, кривичи и весь, будучи недовольными данинами, что приходилось давать варягам "с мор'я", выгнали их за море.

Однако после этого в отношениях между местными племенами исчезла правда, "встал род на род, и были усобицы в них, и воевать они между собой начали". Тогда славяне пришли в себя, и они пошли просить помощи "за море к варягам в движении, потому что так звали тех варягов-русов" . Варяги, разумеется, согласились и пришли "сперва словен" и стали править. "И от тех варягов достала (свою) название Русская земля" .

Отдельные версии раннего русского летописания, в частности, о прародине славян, неоднократно повторялись в позднем русском литописанни

XVII- XVIII ст. Автор Густынского летописи, созданного гдето в начале XVII ст., подробные сведения Нестора о расселении славян после того, как они, "снявшись с подунавськой стороны, пошли на север" и оседали на Мораве, Висле, Днепре, в лесах между прип'яттю и Двиной, на Десне, Сейма и Пслу, у о. Иль- мэр и др. . Но тот же летописец, вопреки Нестору, придерживается мнения о происхождении русского этнонима от славянского племени рок- соланив и ссылается при этом на Длугоша, который писал, что 476 г. "пришел Одонацер, князь роксолан- ский, то есть славянский, на Рим, и взял его, и его государств 14-ть лет пока ед готов не был побежден". После того Одонацер со своими роксоланами пошел к готам, где ныне Поморская земля. Там роксола- ны соорудили "великий город Ругию" .

Историческое произведение "Синопсис", созданный в Киеве 1674 p., повторяя древнерусскую летописное легенду о потопе и разделение земле после потопа между сыновьями Ноя и объясняя происхождение названия славян от "китайская дъл своих", в то же время не принимает летописной версии о варяжское происхождение имени Русь. По этому поводу высказываются новые соображения, которые перекликаются с современными: "Неции близ мимошед- ших времен сказоваху руссов от городка Росы, недалече Великого Новгорода лежаща; иные - вот ръки Росы; друзии - вот русых волосов, съ яковыми и ныне везде много суть руси". Однако больше всего автор "Синопсиса" склоняется к мысли, что "россы вот россъяния своего прозвашася" .

Феодосий Сафонович, автор "Хроники из древних летописцев", написанной в 1672 г., то есть почти тогда же, как и "Синопсис", фактически предупреждал рассуждения автора "Синопсиса" об названия славян и русов: "россиянами и земля ихъ Россия вот широкого ихъ по свъту розсияния назвались. Словенами зас назвались, повъдают, вот Словенного моря албо вот славы и вот китайская своих во звытязствах дъл рыцерскихъ, которыми на всемъ свътъ славными были и не так во скарбахъ, как во славъ занимались любовью". Мол, через это имена своим потомкам давали: Святослав, Всеслав, Вышеслав, Станислав, Ярослав, Доброе рядов и др.

Хотя там же, Ф. Сафонович приводил и летописное версию о том, что Рурик, Синеус и Трубод были ру- сами, "ибо того края варяги, с которого тех князей взят, русь назывались" . Подавая такую информацию, автор как бы удостоверял знакомство с древними источниками.

Итак, до времени привнесение в историческую науку немецкими учеными Г. Байером, Г. Миллером, А. Шльоцером, которые в XVIII в. служили в Российской академии наук, концепции норманского происхождения народоназви и государства Русь (если не брать во внимание летописные версии XII ст.), отечественная наука рассматривала русский народ и Русскую державу IX-XIII вв. как такие, возникшие на собственном автохтонном этническом и географическом почве.



Похожие материалы из категории "Самобытность украинцев":
История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.