История Украины » Этническая история » Предмет этнической истории » Предметные сферы этнической истории человечества ч.2

Предметные сферы этнической истории человечества ч.2



Безусловно, почти все авторы, которые писали о ранних славян, считают, что славянство к середине и тыс. н. э. лишь в отношении можно считать за один этнос. На каждом этапе еще к дифференциации славян на отдельные этносы в нем были значительные локальные языково-диалектные и этнокультурные группы. Так считал М. Грушевский, российские академики Ф. Филиалов и О. Трубачев, современный украинский историк и археолог. Баран и др.


Середина и тыс. н. э. - это не только время, источники которого удостоверяют различия внутри славянства, но и время появления отдельных славянских этносов.
Кстати, Г. Грушевский еще во второй половине 90-х годов XIX в. счел нужным отметить: "Порогом исторических времен для украинского народа можем принять IV век по Хр., когда начинаем уже несколько знать специально о нем..." .

 

Вопрос о том, какие существуют сведения о истоки украинского народа около IV века после Христа, проанализируем позже. Сейчас рассмотрим украинский народ в сравнительном аспекте: что он собой представляет на фоне современной этнической картины мира.

 

Эта картина очень мозаичная и не всеми авторами, которые ее характеризуют, трактуется одинаково. Человечество делится, в зависимости от биологических признаков людей на расы и пидраси. Однако существуют разные взгляды даже на то, сколько насчитывают основных рас. Одни называют три расы: эвропеойдну белую, негройдну черную и монголойдну желтую. Другие считают, что аборигены Австралии и Полинезии находятся на одинаковом удаленности и от негроидной и монголоидной рас, а следовательно, составляют отдельную австралойдну расу, а не пидрасу негройдив или монголоидов. Отдельные антропологи так же рассматривают аборигенов Америки и выделяют их в отдельную американойдну расу. Упомянутый уже Лев Гумилев считал, что учитывая особое отличие биологических рис готтентотив и бушменов, которые отличаются от общей массы современных африканских негров, якобы пришельцев периода позднего палеолита из Европы (раса Гримальди), они составляют отдельную койсанську расу. От "расы Гримальди" готтентоти и бушмены "отличаются тем, что они не черные, а бури; в них монголоидных черты лица, сильно выступающие веки, в них иначе устроена гортань, разговаривают не так, как мы на выдохе, а на вдохе, то есть очень отличаются и от негров, и от европейцев, и от монголоидов".


Внутри рас существует свой пидрасовий разделение и антропологические различия отдельных групп людей в пределах одного этноса. Например, только среди европеидов выделяют пять пидрас:
- среднеевропейскую;
- индо-средиземноморскую;
- балкано-кавказскую;
- атланто-балтийскую;
- беломорья-балтийскую;


Некоторые антропологические зоны выделяются среди коренного населения в пределах украинской этнической территории (Ф. Волк, В. Дяченко, С. Сегеда).
Уже говорилось о разделение человечества по языковому видне- сенистю. В тесной связи с языковой виднесенистю человечество делится на отдельные этносы. В литературе приводятся различные сведения о том, сколько в мире существует отдельных этносов: от 3 тыс. до 6 тыс. Такое расхождение объясняется легко. Как уже отмечалось, существуют этносы и суб-этносы, существуют просто этносы-родственники, которых одни исследователи принимают за один, остальные - по два (например, мордва-эрзя и мордва-экша; татары казанские и татары крымские; немцы Германии и австрийцы Австрии). Кроме того, во многих географических зонах мира ни этносы, ни суб-этносы еще до сих пор не изучены как следует, следовательно, не идентифицированы. Это касается Африки, Индии, Америки и др.


Этносы мира очень различаются между собой по численности носителей этничности. Одни насчитывают сотни миллионов людей: китайцы - 1 млрд 300 млн (во всем мире - около 2 млрд) и хинди - свыше 500 млн, японцы и русские - более 100 млн. Другие, например, юкагири, нганасаны ли негидальци- меньше 1 тыс.
Этносы, численность носителей этничности которых равен 1 млн и более, в этнологической науке называют великими. Таких этносов не так уж и много. По подсчетам двадцатилетней давности, их насчитывалось 224. Этносы, число носителей которых составляет менее 50 тыс., называются малыми народами. Бесспорно, неодинаково крупные этносы по числу носителей этничности. Есть такие, которые насчитывают 100-50 млн: немцы, пенджаб- эти, бихарци, яванцы, итальянцы, мексиканцы, корейцы, телугу, маратхи; есть и такие, которые насчитывают 50-40 млн: англичане, тамилы, в'эти, французы, украинцы. То есть с учетом государственно-политических наций - американцев, бенгальцев, бразильцев - украинцы среди этносов и наций мира по численности носителей этничности находятся на 21 месте в мире. Очевидно, что этот порядок расположения этносов и наций по численности их носителей относительный и изменяется во времени, думаем, не на пользу украинцев, русских, немцев, испанцев и других европейских народов, рождаемость в которых за последние полтора десятилетия меньше смертности.


За украинцами в порядке уменьшения численности были турки, арабы Египта, поляки, гуджаратцы, испанцы, каннара, колумбийцы и др. В Европе после испанцев (28 млн человек) были румыны (20 млн), венгры (14,5 млн), голландцы (12,5 млн), португальцы (12 млн), греки (11 млн), чехи (10,5 млн), белорусы (10 млн), сербы, шведы, австрийцы, болгары, каталонцы, ирландцы, фламандцы, татары, шотландцы, датчане, хорваты таин.
Безусловно, не только численность носителей этничности определяет место народа в кругу народов мира. Однако она творит важную объективную основу возможности получения высокого политического, экономического, культурного, научного, военного и в других сферах положения нации и национального государства в мире. Государства, сформированные на основе великих народов, имеют лучшие объективные возможности для обеспечения благополучных условий жизни людей, получения высокого авторитета на международной арене. Конечно, не все автоматически зависит от того, большой или малый народ, большая или малая государство. Здесь большое значение приобретает также субъективный фактор, собственно народ, его элита, их способность преодолевать все вызовы современного мира.



Похожие материалы из категории "Предмет этнической истории":
История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.