История Украины » Этническая история » Предмет этнической истории » Основные термины и определения этнической истории человечества ч.2

Основные термины и определения этнической истории человечества ч.2



Самая главная социальная причина обострения отношений между этническими группами многонациональных государств заключается обычно в поразительной различия в социальной структуре и занятости населения различной этнической отнесенности. К сожалению, это свойственно и Украине не только в прошлом, но и до сих пор: внутри одних групп преобладают элитные социальные слои, внутри других - эксплуатируемые, униженные; среди одних - артисты, врачи, ученые, менеджеры и другие "господа", среди других - штукатуры, пастухи, полеводы, уборщики и другие "слуги".

 

К первостепенным сроков предмета этнической истории принадлежит термин "этногенез" (греч. etnos - народ и genesis - происхождение). Сразу же заметим, что в этот срок разные авторы вкладывают разный смысл. Одни толкуют его в дословном понимании - происхождение этноса, народа и прикладывают ко времени выделения этнической общности с-среди другой и развития той виокремленої общности к этапу ее выразительного выделение отдельной этнокультурной единицы; другие отождествляют этногенез с понятием этническая история, что рассматривает этнос от времени его зарождения и до его распада [4, с. 243]. Мы придерживаемся первого понимания термина "этногенез", рассматривая его как такой, что может отождествляться только с ранним этапом этнической истории.


Очень близкий к этногенеза понятие этнические процессы. Оно отражает содержание трансформации, что происходит с этносом на протяжении его истории. Поскольку содержание той трансформации (этнических процессов) в различных исторических и географических условиях имеет отличные тенденции и направления, то в зависимости от того, в каком направлении происходит трансформация этноса, в этнических процессах выделяют такие:
- дифференциальные, когда под действием, например, географического фактора или внутриполитической борьбы или религиозного фактора отдельный относительно единый этнос распадается, дифференцируется на два или более этносы (скажем, в свое время славянстве распалось на отдельные народы, так же романці, иранцы, бал- ты, германцы и др., а с тюрков выделились турки, татары, туркмены, узбеки, казахи, кумыки, якуты, гагаузы...);
- конвергентные, когда так же под действием указанных факторов, в том числе военно-политических, культурных, религиозных, происходит слияние нескольких этносов в один.
Конвергенция в свою очередь - неоднозначный процесс. В определенных условиях длительного культурного контактирования она может иметь естественный характер, когда представители разных этносов, особенно близ- коспоріднених в языковом и культурном смысле, интегрируются и создают новый совместный этнос. "Добровольные" конвергентные процессы были более свойственными для ранних периодов истории, когда этносы- племена меняли этносы-народы. Некоторые на определение понятие "конвергенция" употребляет термин "фузия". В большинстве случаев конвергенция происходит под влиянием ассимиляции сильнее этносом слабого, более многочисленным - меньшего, господствующим - подчиненного. Обычно ассимиляция чаще всего бывает насильственной или замаскированы насильственной, хотя идеологи могут называть ее естественной, будто стихийной, что происходит сама собой. О естественной ассимиляции очень много говорили и писали в Советском Союзе, где она охватывала не только небольшие этносы, например, водь, іжору, карелов, но и украинцев, белорусов.


На определение процесса, когда от одного народа "отрывается" его меньшая часть и выделяется в этнос, принят термин "парціація". В XX в. это произошло на Балканах, где от болгар "парціюва- лись" македонцы.
Общеизвестный процесс дисперсии (лат. dispersio - рассеяние) этносов, из которых по результатам эмиграции или по другим причинам далеко от родины своего происхождения расселяются представители той или иной национальности (этноса) и творят ее диаспору (греч. diaspore - рассеяние).
Безусловно, до основных терминов предмета этнической истории относим этноним - народоназву. В этнологической науке за каждым этнонимом выделяются особые черты того или иного народа. Говорим "немец" - и за этим названием представляем представителя великого народа, проживающего в центре Европы, который дал миру великих мыслителей, художников слова и кисти, который начал Первую и Вторую мировые войны, за командой Гитлера поверил в свое расовое превосходство и примкнул к физического уничтожения других народов. За названием "еврей" представляем представителя народа, живущего верой в свою богоизбранность, розселеного по всему миру, что был подвергнут страшном геноцида на оккупированных фашистской Германией территориях в годы Второй мировой, а после войны сумел создать национальное государство Израиль на земле древней исторической прародины. В этих представлений прилагаются знания об украинских местечковых евреев, что до Второй мировой войны густо населяли города и городки Украины. Название "татарин" ассоциируется у украинцев с многовековой борьбой против ордынских нападений, трагической судьбой тех, кто попадал в плен, с воображением татарина на коне, который поклоняется Аллаху и пьет кумыс. Особенным является видение у украинцев самих себя, характера и этнических рис поляков, чехов, цыган, русских, белорусов, армян и др.


По происхождению существует два рода этнонимов: авто- этнонимы и аллоетноніми, или екзоетноніми.
Первые - это самоназвания, вторые - названия, что дали тем или иным народам соседи. Итак, есть народы, которые выступают в современной науке под двумя названиями, например, немцы: их аллоетнонім славянского происхождения "немцы", но они имеют и собственный автоет- нонім "Deutschen"; греки: их аллоетнонім "греки", автоетнонім "эллины"; финны - аллоетнонім, а сами себя они называют "суоми" (автоетнонім). В русском, польском, немало и в украинской исторической и суспільствознавчій литературе было и до сих пор остается много сторонников трактовать этноним "Украина" как аллоетнонім, а отсюда - так же и этноним "украинцы". Мол, Украина - край, что в исторические времена был на "kraju Polski", или же землей на окраине России. В Посольском Приказе придумали даже специальный эпитет до тех земель - "украинные земли", который с убедительной очевидностью имел объяснять происхождение названия "Украина", хотя по законам русского языка периферийные земли должны были бы называться "окраинными".
Известный российский этнограф Ю. Бромлей примерно в 60-х годах XX в. внедрил в етнологічну науку термин "этникос" на определение этнокультурных общностей низшего, чем этнос, таксономического уровня, также "ECO" - етносоціальний организм на определение социальной структуры одного и того же этноса на разных этапах его исторического жизни.


Новые термины и определения делаются постоянно, почти в каждой новой труда из сферы этнической истории, этнологии, национальных отношений.



Похожие материалы из категории "Предмет этнической истории":
История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.