История Украины » Этническая история » Предмет этнической истории » Основные термины и определения этнической истории человечества ч.1

Основные термины и определения этнической истории человечества ч.1



Основные термины и определения этнической истории человечестваНа фоне многочисленных научных дефиниций этноса, частично обобщая их, предлагаем такую редакцию: этносом принято называть исторические общности людей, имеющих общий язык, выразительно дифференцированную от других традиционную культуру; собственный менталитет, обладают сознанием своего единства происхождения и культурного отличия от других общностей, то есть этническим самосознанием, что выражается в самоназвании (автоетнонімі). Большинство этносов осознают собственно происхождения и проживания с определенной территорией расселения.

 

Следовательно, термин "этнос" касается той или иной основной этнокультурной единицы - племени, народности, народа, нации. Для определения общностей, исторически сформировавшиеся по результатам этнической дифференциации или же конвергентных процессов различного содержания (в том числе политической) в прошлых временах и стали состоять из нескольких основных этнокультурных единиц - этносов, принято срок суперэтнос, - за таксономічним уровнем нечто большее, выше этноса. Такими, например, есть славяне, тюрки, германцы, балты, романці. При этом в основе суперэтноса содержатся этногенетические связи между этносами, что творят суперэтнос.


Исходя из этой основы, к суперэтноса можем относить народы одной языковой семьи, скажем, индоевропейской, китайско-тибетской, хаміто-семіт- ской и др. Существуют, однако, сторонники трактовки термина "суперэтнос" также как определенной группы народов (этносов), что в процессе исторического развития на протяжении более короткого или более длительного времени проживали в одинаковых общественно-политических и культурных реалиях, вследствие чего приобрели определенных совместных культурно-психологических черт. Лев Гумилев, например, к суперэтноса относил эллинистический мир, который образовался в результате греческого влияния на дальние между собой в етногенетичному плане народы через империю Александра Великого; католическую Европу, которая около тысячи лет находится в сфере духовного влияния западного римского трактовка христианской религии; мусульманский мир, население которого под влиянием своей церкви проникнуто глубокой верой в заповеди ислама, граничащей с фанатизмом и обеспечивает солидарность часто очень далеких в етноге- нетичному смысле народов. Следуя логике JI. Гу- мільова, к суперэтноса можно было бы относить и так называемое постсоветское пространство.


Очень применяемым в этнологи, как и в этнической истории, является термин "субэтнос" (лат. sub - доля, что указывает на подчиненность, нечто менее от общего), который означает этнокультурную общность ниже, меньшую таксономического уровня "этнос". Принято различать суб-этносы разного таксономического уровня. Из-среди них - этническая группа внутри этноса, этнографическая группа, локальная группа.
Этническая группа очень отличается диалектом, чертами культуры на фоне всего этноса, но остается его составной частью. В русском этносе такими этническими группами являются донские казаки, камчадалы, возможно, поморы. В составе украинского народа субетносів уровня этнической группы нет, хотя близки к этому лемки, в языке которых, в отличие от общенациональной украинской, ударение в словах фиксированный на предпоследнем слоге, что составляет очень сущностную черту.


Этнографическая группа народа-этноса на фоне последнего отличается большим количеством особых рис диалекта, материальной и духовной культур. По мнению одних исследователей, в составе украинского народа существует три этнографические группы: гуцулы, бойки и лемки; по мнению других - четыре. В названных трех относят еще и полищуков. Владимир Горленко, известный современный этнограф, добавляет еще литвинов - жителей украинского левобережного Полесья, собственно северных Черниговщины и Сумщины. Вся другая украинская этническая масса в этнокультурном смысле очень скристаллизованное, и на ее фоне можно наблюдать разве что относительно незначительные локальные различия, обусловленные различными историческими и географическими обстоятельствами проживания на Волыни, Подолии, Покутье, в исторической Украине (Среднем Поднепровье), на Слобожанщине, в Приазовье и Причерноморье, на Ополье, Подгорье и др. Несмотря на то, что именно коренное население названных районов через незначительные различия между собой не отличается так, чтобы его части составляли этнографические группы, их просто называют локальными группами украинцев, районы их проживания - Волынь, Подолье, Покутья, Опіл- ля, Среднее Поднепровье, Слобожанщина, Приазовья, Нижнее Поднепровья, Побужье, Подгорье, Надсяння все-таки принято называть этнографическими.


Заметим, что термин "этническая" группа касается не только доли определенного народа на территории его расселения, что очень выделяется етнокультурними особенностями. Его также принимают на определение доли народа, которая в связи с историческими обстоятельствами оказалась и более-менее компактно проживает в другой стране, другому государству, вне этнической территорией собственного этноса.
В советской этнографической литературе термин "этническая группа" иногда применялся к небольших коренных этносов Сибири, Кавказа, Севере, как, например, негідальців (по переписи 1970 г.) - 537 человек, юкагірів - 615, нганасанів - 953, орочей - 1089, іжорців - 781, тофів - 620, алеутов - 441, рутуль- лей, агулів и др.
Основным термином для обозначения современных крупных государственно-политических и этнических общностей есть "нация". Считается, что в исторической, философской, політологічній и другой литературе сформулированы сотни дефиниций нации. Все зависит от того, какой компонент подает в основу определения нации автор: этнос, государственную принадлежность, политическое сознание, уровень экономического развития, традицию национально-освободительной борьбы и др. Не претендуя на оптимальность определения, думаем, что может быть приемлемой дефиниция термина "нация", в соответствии с смысла, который в него вкладывают именно в начале XXI ст., а не в начале или даже внутри XX в. в такой формулировке: нациями называют развитые в экономическом и культурном отношении народы, которые выделяются из-среди других языке и традиционной культурой, страной проживания, организацией государственно-политической жизни, национальным сознанием и особенностями менталитета.


Однако и современные нации очень отличающиеся между собой, прежде всего, в зависимости от истории их формирования, соотношение основных компонентов, составляющих основу их социальных структур, уровня культурной и языковой консолидации. Достаточно лишь этажного сопоставления таких социально-политических организмов, как нации американская, европейская, итальянская и многих других, - и на поверхность выплывает их поразительная нетождественность.
В итальянской нации 98 % составляют этнические итальянцы, предки которых в пределах этнической территории проживали тысячи лет. Этнический состав американской нации, возможно, даже не подлежит систематизации, ибо в нем - потомки еще недавних англичан, многочисленных этносов Африки, Европы, Мексики, Центральной и Южной Америки и др. Несмотря на это, здесь все же хоть на государственно-политическом этаже состоялась языковая унификация нации на основе английского в ее американском диалекте. Что же касается индийской нации (о существовании которой, по крайней мере, однозначно свидетельствуют государственные документы), то ее социальную мозаичность определяют не только многочисленные этносы различной языковой отнесенности, в том числе в отдаленных между собой языковых семей, а также касты, в большей степени, чем где бы, разные религии и т.д.
Принимая во внимание большие различия в етносоціаль- ней структуре развитых в экономическом и культурном смысле современных наций, этнополитическая литература выделяет такие термины, как "государственно-политическая нация" и "этническая нация".


Государственно-политические нации сформировались в основном под влиянием историко-политических, географо-тери- торіальних, правовых и образовательно-культурных факторов, которые на протяжении относительно длительного времени, скажем, сотни лет, все равно действовали на население определенной территории. Заметим, что подобное видение современной нации имело место в украинской політологічній мнении еще в первой половине XX в. Известный украинский историк государственного направления польского происхождения, за политическими симпатиями монархист-гетманец Вячеслав Липинский 1926 г. в большом труде "Письма к братьев-хлеборобов о идею и организацию украинского монархизма" писал: "Нация для нас - это все жители данной земли и все граждане данного государства, а не "пролетариат", не язык, вера, племя".


Обычно государственно-политические нации в современном мире сформированы на багатоетнічній основе. К таким без оговорки относят нации американскую СЕЛА, бразильскую, индийскую, индонезийскую. Тенденции, присущие формированию государственно-политических наций, очевидно, в наше время захватывают много других стран, где проживают разные этносы, в том числе Украину, Россию, Испанию (здесь собственно этнические испанцы составляют 75 % населения, а остальные 25 % - баски, каталонцы, галисийцы), Великобританию, в которой 80 % англичан, но также обитают шотландцы, ирландцы, уэльсцы. Таких стран много. их наций в політологічній литературе не относят к государственно-политических, а воспринимают как этнические учитывая значительное преимущество в них коренных титульных наций. Другие же жители здесь составляют так называемые этнические меншини. их также называют национальными меньшинствами. Процесс интеграции этих меньшинств в нацию титульного этноса очень противоречивый и сложный. Учитывая это, во многих демократических государствах правительственные факторы выбирают не тактику их поглощения титульной нацией, то есть ассимиляцию, а гармоничные отношения групп национальных меньшинств с титульной нацией, содействие развитию их языка, традиций, художественного творчества, веры, связи с народом родины происхождения, предусматривают при этом лишь их общественно-политическую интеграцию в государственно-политическую нацию, основу которой составляет этническая нация титульного этноса.



Похожие материалы из категории "Предмет этнической истории":
История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.