История Украины » Этническая история » Этнокультурные процессы » Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.3

Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.3



Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.3Любечському съезде князей "вся земля русская" мислилась на достаточно широком пространстве, чем Среднее Поднепровье. В таких памятниках, как "Слово

о полку Игореве" (1185-1187 гг.) и "Слово о погибели Русской земли" (1223-1237 гг.локального отличия "Русской земли" -из земель всех русских княжеств династии Рюриковичей почти не прослеживается.

Создатели памятников древнерусского времени, начиная от "Слова о законе и благодати" Илариона и "Повести временных лет", преисполненные гордости за всю "нашу землю" "великого кагана Владимира, "внучка старого Игоря, сына славного Святослава", которые, как писал Иларион, "не в слабой и безвисний земли властвовали, а в Русской, которая известна и чувана есть во всех четырех углах земли" .

Во-вторых, идейно-психологическим фактором, который соединял политически Русь Южную, Северную и Западную даже во времена феодальной раздробленности, была единство высшей правящей верхушки на территории всей Руси в лице княжеской династии Рюриковичей, которая, разумеется, не разделяла себя этнически, и профессиональная культура которой влияла на культуру простонародья на всем пространстве. Из-среди многочисленных общих атрибутов для всех "господ" Русской земли можно назвать хотя бы их имена, например];, Владимир, Ярослав, Святослав, Всеволод, Изяслав, Святополк, одинаковые двоименни формы их персонификации и др.

В-третьих, конвергентная роль на культурном поле всея Руси принадлежала принесенной на Русь вместе с христианством письменной церковно-славянском языке.

Со временем, в зависимости от функционального назначения, отделились две ее разновидности: церковно-славянский язык и славянская речь светского обихода. Последняя обслуживала сферу реальной жизни и поэтому постоянно подвергалась народном влиятельные. Мы уже упоминали такие "украинские" влияния. В памятниках северо-русского происхождения, скажем, в "Слове Даниила Заточника", созданном около между 1180- 1199 pp., отчетливо прослеживаются "российские" формы: "...кому Боголюбово, а мне горе любое, кому Бело озеро, а мне черней смолы, кому Лаче озеро, а мне на нем сэд я, горький плач". В то же время на северо-русской почве создавались памятники сугубо на церковнославянском языке, как например, "Сказаниэ о Мамаевом побоище", написанное около между 1406 и 1434 гг.: "Все же глаголаху лестию на великого князя и рекуши в себя оба смеются..." .

Однако локальные особенности древнерусского литературного языка, которая развивалась с церковнославянского, не нарушали ее основной функции языка как государственного управления, законодательства, развития литературы и культуры. Она служила мощным толчком культурного подъема всей Руси. Однако, будучи для русских народов в значительной степени чужой, она осталась на долгие века, особенно для Украины, искусственной формой развития национальной культуры. Сформирована на основе древнерусской традиции, украинский язык еще в XVIII ст. (в том числе и речь Г. Сковороды) находилась на распутье, а ее дальнейшее развитие на старой основе иссяк.



Похожие материалы из категории "Этнокультурные процессы":
История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.