История Украины » Этническая история » Этнокультурные процессы » Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.2

Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.2



Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.2Кроме лексики, во всех переписанных в Киеве книгах широко применяемыми были украинские морфологические формы, в частности "украинская" форма давального падежа существительных мужского рода: Господу Аврааму, мужу, хозяину и др. Только в Остромировому евангелии эта форма случается 82 раза.

Отметим, что особенности русской региональной языка времен древнерусской государственности, в частности, на территории Украины, но также в районе Новгородской Руси, хорошо обобщил П. Толочко в одной из работ .

Автор приводит многочисленные примеры того же "украинского"давального падежа мужского рода с окончанием -ови, -эви, при этом, что очень интересно, также в языке новгородцев. Те же новгородцы должны были за свое даже "украинское" слово "стыд". В Ипатському списке такие окончания принятых в словах Феодосиэви, Мийсееви, Янэви, Лазареви, Давьидови, Романовы, Александрович, Даниловы, Демьянови Михайлович, а в Новгородской летописи - в словах Рагуилови, Судилови, Андреевы, Иванкови, Михалеви, Давыдови, Исакови, Филипови . В киевских текстах очень частым было навязывание к "украинских" фонетических форм вроде Кыевъ (наряду также Киевъ), русский (писали также русский). С фонемою -и почти всегда писались слова грекьи, печенегы, торкы, косогы, клобукы, ляхы, чехы, ятвягы. "Украинские" твердые окончания часто выступали в прилагательных русъкый, галическый, киевский и др.

Преобладающим, по мнению В. Русановского, было написание глаголов с окончанием -ть. В то же время глагола третьего лица единственного числа часто написаны без окончания -т, как в современном языке: хочет, идет, будет и под. Следовательно, даже такой последовательный защитник своеобразной единой древнерусской народности, как П. Толочко не может пройти мимо значительных украинских особенностей языка юга Руси по сравнению с официальной церковно-с ловля 'старославянском.

Придерживаясь точки зрения, что в составе Киевской Руси (как государства) славянский суперэтнос от самого начала государственности уже был дифференцированный этнически на праукрайнський, прабилоруський и праросийський этносы, должны при этом признать: в составе одного государства эти три этноса на протяжении IX - первой половины XIII в. подверглись воздействию конвергентных процессов, которые при определенных объективных обстоятельств могли бы способствовать не только политической, но и этнокультурной консолидации Руси.

Во-первых, фактор государственности рождению и укрепления чувства общей русской национальной сознания, что воспринимала родину в пределах государства. В науке на основе исторических источников убедительно показано, что сознание, именно как русская, поширюваладя из Киева и Среднего Поднепровья на все государство.

В 945 г. древляне еще четко противопоставляют себя "русскому князю", который воюет с ними; в 981 г. "огороды Перемышль и Червен оказались под Русью", на



Похожие материалы из категории "Этнокультурные процессы":
История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.