Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.5



Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.5Безусловно, все разнообразные явления и события на великоруський, литовсько-русской и польской сторонах имели важное значение в истории этносов. Однако в целом они были такими, что "скользили по поверхности жизни этносов, не касаясь их глубинной сути. Когда принимаем вывод о существовании трех этносов уже в X в., тогда будет беспредметным употребление термина "древнерусская народность", или же употребление его в этнополитическом, а не в отдельно этническом смысле.

Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.4



Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.4По-четвертых, в составе государства Киевская Русь при ее активном содействии победила новая христианская вера, которая стала достоянием не только правящей верхушки, но и широких народных слоев.

По-пятое, речь уже шла о высокий уровень скристализованости материальной культуры господствующего слоя Руси: крепостного и дворцового строительства, атрибутов быта, княжеских и великопанських мужской и женской одежды, украшений, оружия и защитных средств, предметов кухни и стола.

Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.3



Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.3Любечському съезде князей "вся земля русская" мислилась на достаточно широком пространстве, чем Среднее Поднепровье. В таких памятниках, как "Слово

о полку Игореве" (1185-1187 гг.) и "Слово о погибели Русской земли" (1223-1237 гг.локального отличия "Русской земли" -из земель всех русских княжеств династии Рюриковичей почти не прослеживается.

Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.2



Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.2Кроме лексики, во всех переписанных в Киеве книгах широко применяемыми были украинские морфологические формы, в частности "украинская" форма давального падежа существительных мужского рода: Господу Аврааму, мужу, хозяину и др. Только в Остромировому евангелии эта форма случается 82 раза.

Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.1



Консолидационные процессы в пределах славянских этносов ч.1УИХ-X вв. эти три молодые этносы оказались в составе одного государственно-политического образования. Дифференциальные процессы тормозились, приобретали силу конвергентные факторы. Местная этническая специфика оказывалась в местном писательстве, в том числе в работах, которые были созданы церковно-славянском языке и за пределами Руси, но переписывались в Киеве, Новгороде и т.д. Напомним, что XI века в Киеве было переписано ряд произведений религиозного, житийного, поучительного характера, из которых в этом варианте до нас дошло четыре книги, в том числе два крупноформатные, богато отделаны фолианты: Остромирово евангелие 1056-1057 гг., названное так по имени заказчика новгородского посадника Остромира, и Изборник Святослава 1073 г. Остромирово евангелие в наше время хранится в библиотеке им. М. ЕСТЬ. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Две другие рукописные памятники киевского изготовление XI ст. - скромно оформленные сборники: Изборник 1076 г. и Архангельское Евангелие 1092 г. Все названные рукописные книги переписывались с церковно-славянских оригиналов, основывались на давньоболгарський и давньосербський языках.

Славянские этносы древнерусского государства ч.5



Славянские этносы древнерусского государства ч.5Очень убедительно это иллюстрируют памятники материальной культуры, обнаруженные при раскопках упомянутого Звенигорода . Здесь, кроме прочего, найдены многочисленные берестове грамоты, которые ранее рассматривались только как атрибут культуры Северной Руси.

Славянские этносы древнерусского государства ч.4



Славянские этносы древнерусского государства ч.4Принимая это во внимание, считаем, что правы те ученые, в том числе М. Грушевский, которые делают акцент на особом виризненни в этнокультурном отношении славянского населения территории современной Украины на фоне всего восточного славянства. При этом остается открытым вопрос, "восточные славяне" действительно на определенном историческом этапе развития выступали как относительно одна историческая историко-культурная общность, или "восточные славяне" - сугубо историографическая конструкция, общим в которой был лишь географическое пространство.

Славянские этносы древнерусского государства ч.3



Славянские этносы древнерусского государства ч.3Представляется, однако, что во второй половине XX века., когда наука стала широко пользоваться категориями "этнос", "этникос", "субэтнос", "суперэтнос" и другими, термин "народность" историографично оказался менее удачным и содержательно менее четким.

Славянские этносы древнерусского государства ч.2



Славянские этносы древнерусского государства ч.2Мы должны, следовательно, остановиться на том, что же собой представлял этнос славянской отнесенности времени государства Киевская Русь. Была ли тогда "древнерусская", "древнеруская" или "" древнерусская народность, украинские, российские или белорусские этносы?

Славянские этносы древнерусского государства ч.1



Славянские этносы древнерусского государства ч.1Важное и уже около 300 лет дискуссионный в историографии вопрос о том, что собой представлял русский люд Русского государства с центром в Киеве, что возникла не без участия варягов в конце IX в. (Олег утвердился в Киеве 882 г.) и так динамично развивалась в последующих веках.

Появление на исторической арене народа и государства "Русь" ч.4



Появление на исторической арене народа и государства "Русь" ч.4У нас же Русью называлась Киевщина. Догадка нашего старого летописца, что имя руси было привезено из Швеции варяжской дружиной, не оправдывается: в Швеции такого народа не знали и шведов никогда у нас сим именем не звали. Откуда это имя взялось в Киевской области, мы не знаем, и не будем угадывать" .

Появление на исторической арене народа и государства "Русь" ч.3



Появление на исторической арене народа и государства "Русь" ч.3Безусловно, к поданным В. Прицаком аргументов в пользу теории, которой он не разделяет, можно добавить сведения о существовании этнонима иранской отнесенности на территории юга Украины "роксоланы" от сломе тысячелетий - этнонима, который еще в позднем средневековье хронисты соотносили с русами; его как исходный к названия "Русь" используют также современные филологи . О "вероломное племя росоманы", очевидно, также ирано-сарматской отнесенности, писал в 555 г. Иордан. Уже в начале XX ст. О. Эфименко сделала предположение, что ослов'янене сарматское племя русов (росов) положило начало славянскую поднипровську Русь. О названии "рус (рус)" в районе Поднепровья писал арабский писатель VI в., известный под именем Захария Ритор, то есть во времени, когда о варягов на Поднепровье еще не было слышно.

Появление на исторической арене народа и государства "Русь" ч.2



Появление на исторической арене народа и государства "Русь" ч.2Прицак. Последний произвел ряд аргументов в ее пользу. Мол, варяжскую версию происхождения Руси поддерживали названы авторитетные историки; в IX в. финны называли шведов руотси. Древнейшая летопись "Повесть временных лет" относил русов к другим варяжских народов "за морем": шведов, норманнов, норвежцев, англянив, готов; большинство имен "русских" людей, которые принимали участие в разработке договоров с Византией 911 и 944 pp., имеют сугубо норманнские имена: Карл, Инегельд, Форлоф, Веремуд и др.; в "Бертинських анналах" "русский" посланник (Rhos vocarи dиcebant) около 839 г. подавал себя как "eos gentиs esse sveonum" ("рода шведского"); византийский император Константин Багрянородный в труде "Об управлении империей" (ок. 950 г.) приводил славянские и "русские" названия днепровских порогов. Последние имеют норманську языковую виднесенисть; исламские географы и путешественники IX-X вв. якобы всегда различали русов и славян (Rus и Sagual).

Появление на исторической арене народа и государства "Русь" ч.1



Появление на исторической арене народа и государства "Русь" ч.1В отношении важнейшим, но, безусловно, неполным историческим источником об появление на исторической арене в Восточной Европе государства и народа "Русь" наш древнейшая летопись "Повесть временных лет". В нем относительно периода византийского цесаря Ираклия (610-641 гг.) рассказывается о княжение в околоднепровских полян князя Кия и о том, что тот князь Кий основал на р. Дунайци город Киевец. Примерно в то же время обри нападали на дулебов, что были славянами, совершали насилия над женщинами дулебов, запрягая их в телиге.

История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.