Современное состояние проблемы прародины славян ч.2



Современное состояние проблемы прародины славян ч.2Алексей Шахматов (1864-1920 гг.), Виктор Петров (1894-1969 pp.), Михаил Грушевский (1866- 1934 гг.), Федот Филиалов (1908 г. н.), Владимир Баран (1927 г.) и др. Очевидно, сторонники висло-днепровской прародины славян, во-первых, имеют для ее обоснования больше аргументов. От конца и тыс. до н. э. здесь дислоцировались археологические культуры, которые наука относит к славянских или таких, в которых имел место славянский компонент (зарубинецька, пшеворська, карпатских курганов, зубрицкая, черняховская, киевская, пражская, колочинская, пеньковская, дзэдзицька, райковецька и др.). Во-вторых, от конца и тыс. до н. э. древние географы и историки называли племена венедов, споров, склавинов и антов, которые были расселены на пространстве между Вислой и Днепром и которых все идентификовували как схожим со склавинами (славянами). В-третьих, нигде на Земле не выступают так обильно славянские гидронимы, как южнее Припяти, к северу от Карпат между Висдою и Днепром. М. Грушевский убедительно обосновывал также прародине индоевропейцев именно в Восточной Европе .

Современное состояние проблемы прародины славян ч.1



Современное состояние проблемы прародины славян ч.1Вопрос о прародине славян обобщили В. Баран и Я. Баран . Его касались также ЕСТЬ. Максимов В. Седов и др. ЕСТЬ. Максимов в труде "Миграции в жизни древних славян" обобщил, как рассматривали эту проблему Л. Нидерлэ, Б. Рыбаков, польские археологи и лингвисты Ю. Костщевський, Л. Козловский, Т. Пер-Сплавинський, известные российские, польские и украинские ученые М. Фасмер, К. Мощинский, Г. Улашин, Ф. Филиалов, А. Треножкин, В. Петров, В. Кухаренко, В. Седов, Д. Мачинский, немец П. Рейнеке и др.

Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.6



Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.6Райковецька культура имела ареал распространения от левого берега Днепра через Правобережья и Карпаты в Закарпатье, далее - до Дуная, Молдовы, Болгарии, а на севере занимала припятское Полесье. Синхронно с ней в бассейне Десны и Сейма вплоть до территории Брянской области археологи выделили так же славянскую роменскую археологическую культуру, а в юго-восточном направлении от последней - еще волинцевську (от с. Волынцево Путивльского района Сумской области).

Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.5



Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.5Колочинская занимала Левобережья верхнего Днепра, в том числе Подесенья, Посулля, верховья Реки и верхнего Донца.

Южнее от колочинськой культуры распространенной была пеньковская, дислоцировавшаяся от верховьев Северского Донца через среднее Поднепровье, Южный Буг, среднего Поднестровья в Попруття. В Подунавье потоки пражской и пенькивськой культур скрещивались.

Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.4



Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.4Хронология культуры: конец II ст.- первая половина V в. Археологи делят развитие культуры на три периода, рассматривают ее как славянскую, возможно, частично балтську.

Следующая хронологическая культура - пражская, или празько-корчацька. Название происходит от Праги, в районе которой делал раскопки чех Борковский, и села

Археологические культуры И тыс. н. э. на территории Украины ч.3



Археологические культуры И тыс. н. э. на территории Украины ч.3В III-V вв. на территории Украины по результатам демографических движений и контактирования носителей различных культур, в том числе неславянских (вельбарской, липицкой), в III в. на широком ареале древнеукраинского пространства формировались атрибуты культуры, получившей название черняховской. Она простиралась от поднипровського лесостепи Украины в Молдавии и Румынии, достигая на южном западе Подунавья и на западе - Западного Буга. Первые памятники культуры открыл в 1900-1901 гг. ученый В. Хвойко. К 1980 г. на археологической карте было нанесено около 3 тыс. поселений этой культуры. Учитывая то, что в ее формировании принимали участие разноэтнические воздействия, на общем фоне относительно скристализованих сфер материальной культуры черняхивцив выступают и достаточно отличные ее компоненты. Например, археология фиксирует три типы жилищ черняхивцив:

Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.2



Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.2Первой такой культурой, которую практически все археологи считают славянской, была зарубинецька. Название происходит от с. Зарубинцы ПереяславХмельницького района, где памятники культуры в 1899 г. впервые обнаружил и исследовал Винцентий Хвойко. Дальнейшие выявления и исследования аналогичных памятников засвидетельствовали, что культура зарубинцив была распространена на Среднем (от Тетерева к Тясьмяна) и Верхнем (от Березины до Сожу) Поднепровье, в бассейнах Припяти и Десны. Время существования культуры II в. до н. э. - II в. н. э. Носители культуры проживали в небольших (до 0,5 га площадью) поселениях, обычно на высоких берегах рек. В поселениях было по 8-12 жилищ. Жилья наземные или полуземляночное площадью 12-25 м2 с каменными или глинобитными печами или открытыми очагами. В плане жилья пидквадратни. Стены - на столбах, промежутки между столбами сплетенные из лозы, обмазанные глиной. В Верхнем Поднепровье также срубные. Возле жилищ размещались ямы хозяйственного назначения глубиной До 1 м. Возле поселений - могильники с трупосгиаленням.

Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.1



Археологические культуры и тыс. н. э. на территории Украины ч.1Археологическая наука называет именами собственными археологические культуры с территории Украины, их особенности и последовательность во времени примерно от V тыс. до н. э. Археологические памятники более ранних времен обычно идентифицируются за своими особенностями с самыми известными археологическими культурами, которые были обнаружены в европейских странах: с шедьською, ашельською, мустье, азильською, тар дэну а и др. Археологические памятники ориентировочно от V тыс. до н. э., открытые на территории Украины, названные именами собственными в зависимости от названия местности первой раскопки памятника определенной культуры, характеристических черт памятников культуры, от этнической отнесенности памятников и по некоторым другим признакам. Поскольку археологические культуры с территории Украины до конца и тыс. до н. э. очень трудно идентифицируются с учетом их этнической отнесенности, ограничимся лишь названиями отдельных: с V-III тыс. до н. э. - днепр-донецк; линейно-ленточной керамики; середньостогиська; трипольская; сурско-днепровская; ямковогребинцева; гумельницька; шаровидных амфор и др.; со II-и тыс. до н. э. - кеми-обинська; середнеднепровская; городская; шнуровой керамики; комаровская; тщинецька; катакомбная; срубная; сабатинивська; билогрудивська; чорнолиська; лужицкий; высоцкая; скифская и др.

Письменные источники и тыс. н. э. о расселении ч.2



Письменные источники и тыс. н. э. о расселении ч.2Прокопий Кесарийский, отождествляя славян и антов так, что "и у тех, и у других одна и та же речь, достаточно варварская, и по внешнему виду они не отличаются между собой", связывал их с древним народом, который имел название споры: "А когда-то даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племена называли спорами (рассеянными), думаю через то, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными поселениями. Через это и земли им нужно занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, на другой стороне реки" .

Письменные источники и тыс. н. э. о расселении ч.1



Письменные источники и тыс. н. э. о расселении ч.1Когда видшуковуэмо пуски этногенеза украинцев, то должны изучить сведения, которые дошли до нас в письменных источниках и вещественных памятниках о ранних славян как предков нашего народа, в частности сведения о славянстве к его дифференциации на отдельные народы. Еще раз заметим, однако, что в период существования раннего славянства как этноса оно всегда отличалось определенного внутренней языково-диалектною и культурно-бытовой дифференциацией. Об этом писал М. Грушевский: "В си же времена (еще до расселения славян со своей прародины. - С. М.) должны были уже зарисуватись определенные отмены в самом теле славянства, что потом станет началом его дифференциации на отрасли и народы".

История Украины - StoryPro.ru © 2012. All Rights Reserved.